Игры и упражнения на развитие мышления

Назад

Игры и упражнения на развитие мышления и основных мыслительных операций

 

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию навыков сопоставления, воображения, речи, памяти.

 

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

 Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 

Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

 

Общие слова

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- Назови слова, относящиеся к спорту.

- Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Можно поиграть наоборот: взрослый называет или показывает на картинке слова, принадлежащие к одной категории (посуда, мебель, одежда, здания и т.д.), ребёнок должен назвать всё это общим словом.

 

Что общего?

Для этой игры необходим набор карточек или картинок. Взрослый и ребёнок по очереди кладут на стол по карточке и находят, что есть общего у нарисованного на только что положенной карточке и на уже лежащей.

 

Классификация

Дополнительно: набор картинок

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

 

Ассоциации

Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения.

 

Что лишнее?

Дополнительно: карточки с изображениями предметов

Выложить перед ребенком три карточки, относящиеся к одной смысловой группе, а четвертую из другой группы (транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т.п.). Ребенок должен выделить лишнюю карточку.

Чем старше ребенок, тем ближе по смыслу категории. Например, фрукты и овощ, 3 машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; 3 диких животных и 1 домашнее.

При отсутствии карточек, можно нарисовать их самому. Так же можно использовать слова (для детей старшего дошкольного возраста).

 

Угадай-ка

Игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста.

Дополнительно: предметные картинки

Сначала пусть ведущим будет ребенок, он выбирает какую-нибудь картинку и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на картинке, задавая вопросы. Ведущий может отвечать на вопросы только словами "да" или "нет".

Например, если спрятана карточка с изображением какой-то птицы: - Это зверь? - Нет. - Птица? - Да. - Большая? - Нет. - Городская? - Да. - Воробей? - Да.

Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества картинок (например, десяти).

Ничего страшного, если ребёнок сразу не уяснит правила игры и что-то сделает неверно – повторите несколько раз и у него всё получится. В качестве примера могут сыграть родители друг с другом.

 

Что нарисовано?

Для игры понадобятся картинки. Ребёнок берёт картинку и, не показывая остальным, рассказывает про то, что на ней нарисовано, не называя самого слова. Его задача – как можно быстрее объяснить, что же изображено на его картинке. В первый раз ведущим с картинкой должен быть взрослый, чтобы ребёнок на примере понял правила упражнения. Потом в роли ведущего ребёнок и взрослый могут быть по очереди. Интереснее эта игра станет, если играть в неё более, чем вдвоём, особенно с другими детьми.

Эта игра развивает не только мышление, но и внимание, т.к. ребёнку приходится следить за тем, чтобы при описании нечаянно не произнести ответ.

 

Скачать - 33 Кб.

 


Адрес: 653036 Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Баргузинская, 128.

Телефон: (3846)61-74-17

E-mail: