Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №32"
(МКОУ "Школа-интернат №32")
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №32"
(МКОУ "Школа-интернат №32")
Игры с водой и подручными материалами – это не просто интересное и увлекательное времяпрепровождение и возможность сделать что-то совместно с ребёнком, игры с водой и использованием подручных к тому же используются для реализации самых разных целей. Например, такие игры могут применяться с целью развития познавательных процессов; познания окружающего мира, его законов и свойств; подвижные игры на улице для развития физического здоровья и ловкости; развития творческих способностей и воображения; развития мелкой и общей моторики и сенсорных ощущений.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Мелкая моторика рук так же взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Так же, не стоит забывать о том, что разные участки ладони и пальцев иннервируются (связаны) с различными органами организма и их сенсорная/тактильная стимуляция способствует сохранению здоровья. Таким образом, не только развитие мелкой моторики, но и сенсорных и тактильных ощущений, приносит значительную пользу как физическому здоровью, так и психическому развитию малышей.
Как было сказано раньше, для этих целей можно использовать игры с водой и игры с подручными материалами. Достоинством этих игр является то, что в них используются подручные материалы, которые есть в каждом доме: крупа, бусинки, пуговицы, прищепки, баночки, коробки и прочее. Ну и, конечно же, в любом доме найдётся емкость с водой. А во многие игры с водой можно играть, когда ребёнок принимает ванну.
Примеры игр
Достоинством этих игр является то, что в них используются подручные материалы, которые есть в доме: крупа, бусинки, пуговицы, прищепки. Ну и, конечно же, в любом доме найдётся емкость с водой.
Крупы, макароны, горох, фасольможно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ложкой или руками, отделять одно от другого. Это развивает не только мелкую моторику, но и способствует тактильному развитию. Учите брать горошинку попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Так же для развития сенсорных ощущений будут полезны различные материала: кусочки тканей, щётка, губки, поверхности разной текстуры. Можно, совместно с ребёнком, собрать целую «картотеку» текстурных карточек! Причём, на карточки можно приклеивать бусины, скрепки, крупу, нитки и пряжу, и всё, на что хватит фантазии.
Пуговицы!Выкладывайте рисунки из пуговиц разного цвета и размера (неваляшку, бусы, снеговика), строить дорожки и лабиринты, «раскрашивать» картинки, надевать на нитку вместо бусин. С детками постарше застегивайте и расстегивайте пуговицы, крючочки, кнопочки.
Занимательными также являются игры с карандашами. Выкладывайте из них геометрические фигуры, стройте сруб. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Прищепки. Прищепки являются отличным игровым материалом для малышей. Цепляйте их на разные поверхности, вырежьте для этого специальные картонные трафареты разных геометрических форм.
Налей и отмерь Переливать и отмерять воду, используя, конечно, чистую домашнюю посуду, - прекрасное занятие для малышей не только дома, но и на пляже. Собирайте пластмассовые баночки, бутылочки из-под лекарств, кувшинчики и т. д. Малыши любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать.
Вылови предметы из воды. Ложкой, половником, вилкой
Воду можно заморозитьс мелкими предметами, а потом соревноваться, кто больше и быстрее достанет их изо льда с помощью тёплой воды или соли и щётки. Или предложить ребёнку разглядеть определённый предмет и достать его.
Цветные капли
Цель: развитие мелкой моторики, уточнение движений пальцев рук, развитие концентрации внимания, координации.
Материал: на подносе лежит емкость для заморозки воды в холодильнике. Сверху она разделена тремя перекрытиями красного, синего и желтого цветов. Рядом с подносом стоят три пузырьки с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красками желтого, красного и синего цветов (можно использовать газированную воду). В каждом пузырьке - пипетка с колпачком из толстой резины, рядом маленькая губка.
Ход игры
Ведущий показывает, как с помощью пипетки по капле перенести воду из разных пузырьков в соответствующие отсеки емкости. Ребенок повторяет его действия, и, постепенно, отсеки наполняются водой согласно их цветов. Затем с помощью этих самых пипеток вода снова переносится в пузырьки. Ребенок не только развивает пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренируется в дифференцировании и распределении цветов, в сравнении и различении разных цветов.
Тир
Цель: развитие координации и скорости движений крупных и мелких мышечных групп, формирование навыков различного метание мяча.
Материал: мячи (смятая бумага), мишень (кольцо или коробка), различные игрушки-мишени.
Ход игры
На расстоянии, котором ребенок может добросить мяч, относится коробка или подвешивается кольцо. Ребенок несколько раз пытается попасть в цель. Модифицированный вариант: расставляются игрушки-мишени, которые надо сбить. За сбитую игрушку или мяч, попавший в коробку, ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого окажется больше фантов.
Сухой пальчиковый бассейн
Цель: активизация тактильного восприятия и различения предметов, развитие мелкой моторики пальцев рук; тонизирование языковых отделов головного мозга, обогащение сенсорного опыта ребенка.
Материал: монеты, пуговицы, кости домино и т.д. в большой прямоугольной коробке, ящик высотой 8-10 см (можно использовать тазик) с горохом.
Ход игры
а) По команде ведущего двое участников имеют за определенное время получить мелкие предметы из «бассейна». Баллы начисляются за найденный и правильно угаданный предмет.
б) Необходимо по команде ведущего за установленное время достать предмет определенной формы. Во время проведения этой игры необходимо рассказать и показать, какие предметы и какой формы находиться в «сухом бассейне».
Прищепки
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Баночки от крема
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.
Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Пуговицы
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).
Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (для детей 4-5 лет).
Игра развивает внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-краснаябелая. Предложите ребенку продолжить (для детей 5-6 лет).
Игра развивает внимание, мышление.
Так же можно выкладывать рисунки из пуговиц разного цвета и размера (неваляшку, бусы, снеговика), строить дорожки и лабиринты, «раскрашивать» картинки, надевать на нитку вместо бусин.
Старые журналы и газеты
Предложите малышу отрывать, комкать газету и бросать «снежки» в цель – коробку, корзину и т. п.
Игра развивает координацию движений, общую и мелкую моторику.
Попросите ребенка (6-8 лет) вычеркивать в тексте заданную букву. Например, зачеркнуть все буквы «о».
Игра развивает произвольность, зрительное внимание.
Из цветных журналов и газет вырежьте рисунки и составьте коллаж.
Игра развивает моторику рук, креативные способности.
Скачать статью - 44 Кб.
Скачать буклет - 2,16 Мб.
Адрес: 653036 Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Баргузинская, 128.
Телефон: (3846)61-74-17
E-mail: