Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №32"
(МКОУ "Школа-интернат №32")
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №32"
(МКОУ "Школа-интернат №32")
Известно, что агрессивные действия сопровождаются отрицательными эмоциональными состояниями: злостью, гневом, раздражительностью, ненавистью, враждебностью и т.п. Важно не накапливать отрицательные эмоции и чувства, а безопасно для окружающих и себя освобождаться от них. Человек, который контролирует свои чувства, может сдерживать себя и общаться с окружающими без конфликтов.
Чтобы понять, почему возникают негативные эмоции, задай себе вопросы и ответь на них:
•Я злюсь, когда…
•Я обижаюсь, когда…
•Я раздражаюсь, когда…
•Я ненавижу, когда…
С детства родители обычно запрещают проявлять своим детям гнев и злость, потому что они считают, что это говорит о невоспитанности, несдержанности, агрессивности их ребенка.
Существуют и другие ошибочные представления о гневе и злости:
v Хорошие, славные люди никогда не злятся.
v Когда мы злимся, мы становимся сумасшедшими.
v Если другие злятся на нас, значит мы сделали что-то не правильно и нас больше не любят.
v Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас переживать.
v Если мы злимся на кого-то, значит мы его больше не любим.
v Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать.
СПОСОБЫ БЕЗОПАСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ЗЛОСТИ И ГНЕВА
Психологи предлагают не подавлять негативные эмоции, а научиться способам безопасного выражения злости и гнева:
v громко спеть любимую песню или громко покричать;
v метать дротики в мишень;
v пойти в спортзал и активно заняться физическими упражнениями
v используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции;
v налить в ванну воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом;
v побить боксерскую грушу или подушку;
v выполнить бытовые физические дела (помыть пол или посуду, полить цветы, постирать руками белье);
v поплавать в бассейне или принять контрастный душ;
v поработать на огороде (вскопать, прополоть, вбить гвоздь и т.п.);
v попускать мыльные пузыри;
v пробежаться по стадиону или несколько кругов вокруг дома;
v «поболеть» за свою команду на соревнованиях (покричать);
v передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик);
v скомкать несколько листов бумаги (газеты), а затем их выбросить;
v разорвать газету на мелкие кусочки и с удовольствием выбросить;
v быстрыми движениями нарисовать свою злость или обидчика, а затем «зачиркать» его;
v слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее;
v посмотреть юмористическую передачу, посмеяться;
v устроить дискотеку, потанцевать.
Помните, что умение владеть своими эмоциями – это неотъемлемое качество счастливого человека!
В конфликтных ситуациях существуют так же различные варианты снятия эмоционального напряжения:
v прежде чем ответить (отреагировать) посчитать до 30;
v развернуться и уйти;
v преобразование смехом (т.е. найти смешное в неприятном);
v сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
v спрятать руки в карманы и несколько раз резко сжать кулаки;
v переспросить: «Если я тебя правильно понял…»;
v пофантазировать и представить «картинку-перевертыш» и т.п.
Часто прошлые обиды разрушают добрые взаимоотношения, любовь и дружбу, счастье и здоровье; толкают на агрессию и месть. Накапливание обид и жалость к себе – плохая привычка. Очень важно уметь выражать обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же относиться к обидчику?
Главное: нужно научиться прощать обиды. Вот основные шаги:
Ø Вспомнить свои обиды, начиная с раннего детства (их может быть много, поэтому лучше записать их на отдельный листок). Важно представить человека-обидчика, вспомнить те слова, действия, которые больно ранили, задели душу. Что чувствовали при этом? Как тело отзывалось на обиду? Какие мысли приходили в голову? Что хотелось сделать в тот момент?
Ø Спросить себя: «Почему все это время я «храню», помню обиду или обидчика? Зачем мне это? Есть ли выгода от обид?»
Ø Понять: «Чем я расплачиваюсь за хранение обид?» (ухудшением здоровья, тревожностью, беспомощностью, потерей контактов, недоверием, раздражительностью, конфликтностью и т.п.):
Чтобы «отпустить» свою обиду – использовать следующие техники:
а) мысленно наполнить воздушный шар не воздухом, а всеми прошлыми и настоящими обидами, затем можно отпустить шар в небо или проткнуть его иголкой (чтобы обиды «лопнули»);
б) представить каждую обиду в виде водяной бомбочки и, забравшись на самый высокий дом, сбрасывать их вниз так, что бы они разбились и разлетелись на мелкие брызги;
в) нарисовать свою «копилку обид», поместив в нее все обиды, а потом что-нибудь сделать с ней: разорвать, закрасить гуашью, залить водой и т.д.
г) написать «письмо обидчику», в котором можно выразить все чувства и мысли, связанные с ним (здесь могут быть мысли не только об обиде, но и о прощении);
д) упр. «Подарок обидчику» - расслабься и представь, что ты сидишь в затемненном зрительном зале. Перед тобой ярко освещенная сцена и на ней тот человек, который обидел. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…Готов ли ты тоже подняться на сцену и преподнести подарок этому человеку? Пусть этот подарок символизирует твое прощение, признание. Поднимись на сцену, обними и искренне поблагодари этого человека за то, что он – часть твоей жизни, за тот опыт, который ты приобрел благодаря ему. Если удалось выполнить это упражнение, то можно нарисовать свой символический подарок.
Ø После проделанных упражнений понять: Осталась ли обида? Как теперь относишься к человеку, который обидел? Что чувствуешь?
В заключении, хочется пожелать всем подросткам быть в мире с собой, со своими эмоциями и мыслями, любить, понимать и прощать, радоваться и благодарить за каждый день жизни.
Скачать памятку - 638 Кб.
Адрес: 653036 Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Баргузинская, 128.
Телефон: (3846)61-74-17
E-mail: